Информация

13.09.2018

24.02.2019

Уровень готовности к школьному обучению.

 

     Задачи и направления в работе психологической службы в ДОУ.

          В настоящее время проблема школьной готовности глубоко проработана  в отечественной педагогической и психологической литературе.

         Напоминаем, что готовность к школе  - слаженный, целостный психофизиологический комплекс.

          Какие задачи необходимо решить педагогам и психологам в этот период работы с будущими школьниками?

1.      Выявить уровень   готовности к школьному к обучению;

2.      По возможности компенсировать, устранить, восполнить пробелы, то есть повысить уровень готовности к обучению к моменту прихода детей в первый класс;

3.      Продумать стратегию и тактику обучения педагогами детей с учетом, выявленных особенностей и возможностей.

        В соответствии с задачами выделяются основные направления работы:

- психолога  – педагогической  диагностика;

- психолога  – педагогической   коррекция;

- консультации и просвещение родителей;

- консультирование педагогов по вопросам подготовки дошкольников к обучению в школе.

         Диагностика выявляет уровень готовности ребенка к усвоению учебной  деятельности, а так же его индивидуальные возможности.

Посвящение и консультирование родителей позволит решить некоторые   наметившиеся или уже заявление о себе проблемы, еще до прихода в первый класс. Работа с педагогами – это начало большой  аналитической деятельности.

        Давайте расшифруем, что такое «параметры готовности к школьному  обучению»:

               Психическое здоровье -  состояние психики ребенка.  Если оно находится в дисгармонии,  ребенку требуется помощь специалиста.

             Психомоторика -  умение хорошо работать рукой: рисовать,  не заезжая за край контура, проводить ровные линии, правильно держать карандаш.

             Умение читать, считать, писать -  если ребенок читает по слогам, умеет считать до 10 и обратно, может писать печатными буквами – это сделает его обучение более успешным.

             Умение общаться -  обеспечивает эффективность взаимодействие ребенка с другими детьми, (умение слушать, знакомиться, задавать вопросы, отвечать на них, поддерживать беседу).

            Умение говорить  - показывает, как развита устная речь, произношение – в случае нарушения требуется консультация логопеда. Развитее речи ребенка  тесно связано с его общим психическим развитием.  Обычно потому как ребенок говорит, можно судить, на сколько он развит в целом, готов ли он к обучению в школе. 

            Интеллектуальные процессы -   (ощущение, восприятие, представление, память, внимание, воображение, мышление)  они более всех  обеспечивают   учебную деятельность. Бывает так, что будущий первоклассник умеет читать, писать и считать, но у него очень плохая память, рассеянное внимание, поэтому у такого ребенка в школе возникают трудности. И наоборот,  ребенок, у которого хорошо развита мыслительная сфера быстро сможет догнать и перегнать своих одноклассников, которые уже умеют читать. Именно поэтому больше времени  при подготовке к школе надо уделять развитию интеллектуальных процессов.

            Предметные знания  -  эрудиция, кругозор помогут при изучении различных предметов.

           Эмоционально – волевая сфера –  демонстрирует, как ребенок строит свои взаимоотношения с окружающим миром. В норме положительные эмоции должны преобладать над отрицательными. Но если ребенок не умеет управлять своими чувствами, не выражает их совсем или проявляет чрезмерно ( тревога, радость, злость) желательно консультация специалиста.

             Мотивация к школе – показывает, насколько и как ребенок настроен на школу и обучение.  Если ребенок не хочет вообще идти в школе или хочет, но при условии, что ему что – то купят, значит, у ребенка нет желания учиться. Он не ориентирован на успех в учебе (труд). Чтобы ребенок захотел учиться, необходимо развивать у него потребность узнавать новое, демонстрируйте ваш интерес к окружающему миру, приучайте ребенка трудиться (работа по дому – это тоже труд), формируйте познавательный интерес.

             Самооценка   -  свидетельствует о том, как ребенок оценивает себя, свои успехи и неудачи.  В норме ребенок должен  адекватно оценивать себя, но бывает, что самооценка либо завышена, либо занижена.  Дети с завышенной самооценкой всегда считают, что виноват кто – то или что – то. Сталкиваясь с трудностями, бросают начатое,  не доводя его до конца.  Дети с заниженной самооценкой считают, что у них ничего не получится, что они сами не смогут, часто тревожатся, легко ранимы. Учите ребенка видеть свои преимущества, избегайте сравнивать с  другими детьми.

   Дисциплинированность и ответственности – качество  без которых ребенок не сможет учиться. Знание  правил поведения,  а главное умение следовать им  - вот над чем нужно работать.

 

Как  лучше готовить ребенка к школе.

                        Итак, вы скоро станете родителями  школьников, это очень важная и интересна я миссия. Вы сможете снова вспомнить свои школьные годы.  Однако не забывайте, что ваш ребенок будет учиться в другое время, поэтому не стремитесь, чтобы период его обучения был повторением вашего.

                       Радуйтесь вместе с ребенком его успехам, огорчайтесь вместе с ним по поводу его неудач, и никогда не оставайтесь равнодушными – это залог успешного обучения в школе!

                          

Как надо готовить родителям ребенка к поступлению в школу:

·         Как это ни казалось бы Вам странным, но подготовку надо начинать задолго до рождения ребенка, стараясь, чтоб беременность у мамы протекала без раз­личных неблагоприятных факторов анамнеза.

·         После рождения ребенка, постараться довести удельный вес всех неблагопри­ятных факторов анамнеза, имеющихся после родов, до минимальных величин.Хочу такой сайт

·         Заботиться о том, чтобы Ваш малыш благоприятно адаптировался к услови­ям дошкольных учреждений.

·         Знать возрастные нормы и особенности Вашего ребенка и, предъявлять ему требования, лишь исходя из них.

·         Ни в коем случае не отвергать ребенка, не занижать его самооценку.

·         Создавать благоприятный климат для него в семье.

·         Любить как прежде, может быть, немного больше, и дать ему об этом знать.

·         Заранее поинтересоваться о компонентах школьной зрелости ребенка и свое­временно их развивать.

·         Следить за умственным развитием ребенка.

·         Создать условия для развития интеллекта, чтобы не было его задержки.

·         Читать ребенку сказки и стихи.

·         Учить с ним песни. Вместе слушать музыку. Смотреть мультфильмы, дет­ское кино.

·         Хвалить его за первые рисунки.

·         Водить в музеи, театры, цирк, зоопарк.

·         Дарить как можно чаще разные игрушки, необходимые для его возраста.

·         Приветствовать сюжетно-ролевые игры и режиссерскую игру.

·         Любыми способами поощрять общение со сверстниками.

·         Воспитывать мир чувств.

·         Учить ребенка управлять эмоциями, быть эмоционально независимыми от Вас. Пытаться уменьшить его тревожность.

·         Следить за состоянием его здоровья, и заниматься реабилитацией всех выяв­ленных отклонений.

·         Узнать у воспитателей заранее, хотя бы за год, насколько «зрел» или «не зрел» ребенок, или провести самостоятельно ориентировочный тест школьной зрелости ребенку дома.

·         Если ребенок зрел, то, даже не смотря на это, психологически готовить его к школе, ко всем тем трудностям, которые его там ждут.

·         Если малыш, условно зрел и в состоянии учиться в обычной школе, необходимо попытаться как-то сделать «зрелыми» даже «незрелые критерии», которые возможны, используя рекомендации психолога и педиатра.

·         Если ребенок Ваш не зрел, ни в коем случае не добивайтесь, чтобы его по Ва­шей просьбе записали в школу. Вам надо выбрать только класс, который ему не­обходим, который Вам посоветуют на медико-психологической комиссии.

  

Список литературы для родителей

1.      Бардин К.В. «Если ваш ребенок не хочет учиться» М. , 1990г.

2.      Башаева Т.В. «Развитие восприятия у детей» Я. 2000г.

3.      Божович Л.И. «О мотивации учения» М. 1990г.

4.      «Возрастная и педагогическая психология» хрестоматия под ред. И.В. Дубровиной М. 2000г.

5.      Гаврина С. Е. «Я готовлюсь к школе» Я. 2000г.

6.      Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребенком ,как?» М. 2002г.

7.      Кашанов Р. «Практическая психология для родителей или педагогика взаимности» М. 2004г.

8.      Модестова Т. В. «Скоро в школу» С. –  П. 2005г.

9.      Светлова И. «Большая книга заданий и упражнений на развитие интеллекта малышам» М. 2006г.

10.  «Полная энциклопедия подготовки к школе» составитель Степанова О.Л. М. 2007г.

11.  Крупенчук О.И.«Учим буквы» М. 2014г.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8 (928) 683-45-84

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».