13.09.2018
24.02.2019
Уровень готовности к школьному обучению.
Задачи и
направления в работе психологической службы в ДОУ.
В
настоящее время проблема школьной готовности глубоко проработана в
отечественной педагогической и психологической литературе.
Напоминаем, что готовность к школе
- слаженный, целостный психофизиологический комплекс.
Какие
задачи необходимо решить педагогам и психологам в этот период работы с будущими
школьниками?
1.
Выявить
уровень готовности к школьному к обучению;
2.
По
возможности компенсировать, устранить, восполнить пробелы, то есть повысить
уровень готовности к обучению к моменту прихода детей в первый класс;
3.
Продумать
стратегию и тактику обучения педагогами детей с учетом, выявленных особенностей
и возможностей.
В соответствии с задачами выделяются основные
направления работы:
- психолога –
педагогической диагностика;
- психолога –
педагогической коррекция;
- консультации и
просвещение родителей;
- консультирование
педагогов по вопросам подготовки дошкольников к обучению в школе.
Диагностика выявляет уровень готовности ребенка к усвоению
учебной деятельности, а так же его индивидуальные возможности.
Посвящение и
консультирование родителей позволит решить некоторые наметившиеся
или уже заявление о себе проблемы, еще до прихода в первый класс. Работа с
педагогами – это начало большой аналитической деятельности.
Давайте
расшифруем, что такое «параметры готовности к
школьному обучению»:
Психическое здоровье - состояние психики ребенка. Если
оно находится в дисгармонии, ребенку требуется помощь специалиста.
Психомоторика - умение хорошо работать рукой: рисовать, не заезжая за
край контура, проводить ровные линии, правильно держать карандаш.
Умение читать, считать, писать - если ребенок читает по
слогам, умеет считать до 10 и обратно, может писать печатными буквами – это
сделает его обучение более успешным.
Умение общаться - обеспечивает эффективность взаимодействие ребенка с другими
детьми, (умение слушать, знакомиться, задавать вопросы, отвечать на них,
поддерживать беседу).
Умение
говорить - показывает, как развита устная речь, произношение – в случае
нарушения требуется консультация логопеда. Развитее речи ребенка тесно
связано с его общим психическим развитием. Обычно потому как ребенок
говорит, можно судить, на сколько он развит в целом, готов ли он к обучению в
школе.
Интеллектуальные процессы - (ощущение,
восприятие, представление, память, внимание, воображение, мышление) они
более всех обеспечивают учебную деятельность. Бывает так, что
будущий первоклассник умеет читать, писать и считать, но у него очень плохая
память, рассеянное внимание, поэтому у такого ребенка в школе возникают
трудности. И наоборот, ребенок, у которого хорошо развита мыслительная
сфера быстро сможет догнать и перегнать своих одноклассников, которые уже умеют
читать. Именно поэтому больше времени при подготовке к школе надо уделять
развитию интеллектуальных процессов.
Предметные
знания - эрудиция, кругозор помогут
при изучении различных предметов.
Эмоционально –
волевая сфера – демонстрирует, как ребенок строит свои взаимоотношения с
окружающим миром. В норме положительные эмоции должны преобладать над
отрицательными. Но если ребенок не умеет управлять своими чувствами, не
выражает их совсем или проявляет чрезмерно ( тревога, радость, злость)
желательно консультация специалиста.
Мотивация к школе – показывает, насколько и как ребенок
настроен на школу и обучение. Если ребенок не хочет вообще идти в школе
или хочет, но при условии, что ему что – то купят, значит, у ребенка нет
желания учиться. Он не ориентирован на успех в учебе (труд). Чтобы ребенок
захотел учиться, необходимо развивать у него потребность узнавать новое,
демонстрируйте ваш интерес к окружающему миру, приучайте ребенка трудиться
(работа по дому – это тоже труд), формируйте познавательный интерес.
Самооценка - свидетельствует о том,
как ребенок оценивает себя, свои успехи и неудачи. В норме ребенок
должен адекватно оценивать себя, но бывает, что самооценка либо завышена,
либо занижена. Дети с завышенной самооценкой всегда считают, что виноват
кто – то или что – то. Сталкиваясь с трудностями, бросают начатое, не
доводя его до конца. Дети с заниженной самооценкой считают, что у них
ничего не получится, что они сами не смогут, часто тревожатся, легко ранимы.
Учите ребенка видеть свои преимущества, избегайте сравнивать с другими
детьми.
Дисциплинированность и ответственности – качество
без которых ребенок не сможет учиться. Знание правил поведения, а
главное умение следовать им - вот над чем нужно работать.
Как лучше готовить ребенка к школе.
Итак, вы скоро станете
родителями школьников, это очень важная и интересна я миссия. Вы сможете
снова вспомнить свои школьные годы. Однако не забывайте, что ваш ребенок
будет учиться в другое время, поэтому не стремитесь, чтобы период его обучения
был повторением вашего.
Радуйтесь
вместе с ребенком его успехам, огорчайтесь вместе с ним по поводу его неудач, и
никогда не оставайтесь равнодушными – это залог успешного обучения в школе!
Как надо готовить родителям ребенка к поступлению в школу:
·
Как это ни казалось бы Вам странным, но подготовку надо начинать задолго до
рождения ребенка, стараясь, чтоб беременность у мамы протекала без различных
неблагоприятных факторов анамнеза.
·
После рождения ребенка, постараться довести удельный вес всех неблагоприятных
факторов анамнеза, имеющихся после родов, до минимальных величин.
·
Заботиться о том, чтобы Ваш малыш благоприятно адаптировался к условиям
дошкольных учреждений.
·
Знать возрастные нормы и особенности Вашего ребенка и, предъявлять ему
требования, лишь исходя из них.
·
Ни в коем случае не отвергать ребенка, не занижать его самооценку.
·
Создавать благоприятный климат для него в семье.
·
Любить как прежде, может быть, немного больше, и дать ему об этом знать.
·
Заранее поинтересоваться о компонентах школьной зрелости ребенка и своевременно
их развивать.
·
Следить за умственным развитием ребенка.
·
Создать условия для развития интеллекта, чтобы не было его задержки.
·
Читать ребенку сказки и стихи.
·
Учить с ним песни. Вместе слушать музыку. Смотреть мультфильмы, детское
кино.
·
Хвалить его за первые рисунки.
·
Водить в музеи, театры, цирк, зоопарк.
·
Дарить как можно чаще разные игрушки, необходимые для его возраста.
·
Приветствовать сюжетно-ролевые игры и режиссерскую игру.
·
Любыми способами поощрять общение со сверстниками.
·
Воспитывать мир чувств.
·
Учить ребенка управлять эмоциями, быть эмоционально независимыми от Вас.
Пытаться уменьшить его тревожность.
·
Следить за состоянием его здоровья, и заниматься реабилитацией всех выявленных
отклонений.
·
Узнать у воспитателей заранее, хотя бы за год, насколько «зрел» или «не
зрел» ребенок, или провести самостоятельно ориентировочный тест школьной
зрелости ребенку дома.
·
Если ребенок зрел, то, даже не смотря на это, психологически готовить его к
школе, ко всем тем трудностям, которые его там ждут.
·
Если малыш, условно зрел и в состоянии учиться в обычной школе, необходимо
попытаться как-то сделать «зрелыми» даже «незрелые критерии», которые возможны,
используя рекомендации психолога и педиатра.
·
Если ребенок Ваш не зрел, ни в коем случае не добивайтесь, чтобы его по Вашей
просьбе записали в школу. Вам надо выбрать только класс, который ему необходим,
который Вам посоветуют на медико-психологической комиссии.
Список литературы для родителей
1.
Бардин
К.В. «Если ваш ребенок не хочет учиться» М. , 1990г.
2.
Башаева
Т.В. «Развитие восприятия у детей» Я. 2000г.
3.
Божович
Л.И. «О мотивации учения» М. 1990г.
4.
«Возрастная
и педагогическая психология» хрестоматия под ред. И.В. Дубровиной М. 2000г.
5.
Гаврина
С. Е. «Я готовлюсь к школе» Я. 2000г.
6.
Гиппенрейтер
Ю.Б. «Общаться с ребенком ,как?» М. 2002г.
7.
Кашанов
Р. «Практическая психология для родителей или педагогика взаимности» М. 2004г.
8.
Модестова
Т. В. «Скоро в школу» С. – П. 2005г.
9.
Светлова
И. «Большая книга заданий и упражнений на развитие интеллекта малышам» М.
2006г.
10.
«Полная
энциклопедия подготовки к школе» составитель Степанова О.Л. М. 2007г.
11.
Крупенчук
О.И.«Учим буквы» М. 2014г.